outfit shopping trends хроники блогера

Куплено? Придётся носить…

/ Coat MiLtex / Trousers Uniqlo / Top Stradivarius / Shoes Uterque / Bag Ekonika /

Вы замечали, с каким трудом расстаётесь с вещами в своём гардеробе, даже если точно знаете, что они вам не подходят по фасону, цвету, размеру или каким-либо другим параметрам и причинам? Сегодня я расскажу, почему так происходит, с надеждой на то, что, поняв собственные мотивы упорного нежелания очистить свой гардероб от таких вещей-балластов, вы сможете принимать более рациональные решения и, наконец, морально настроитесь на то, чтобы освободить шкаф для новых, более правильных, покупок.

Представьте, что вы купили прекрасные ботинки, заплатив за них 200 евро. Спустя пару дней вы нашли в другом магазине похожие ботинки, но в 2 раза дешевле. Причем на ноге эти ботинки смотрятся и сидят значительно лучше, чем первые. Вы купили их, твердо решив сдать первые ботинки обратно в магазин и вернуть свои 200 евро, но уже дома осознали, что не можете найти чек на первую покупку, а значит, первые ботинки в магазин не примут к возврату. Что вы сделаете?

Вариант 1. Будете носить первые ботинки, а вторые, более дешевые, но намного лучше сидящие на ноге, сдадите, чтобы не иметь две почти идентичные пары в гардеробе.

Вариант 2. Смиритесь, что деньги на первую покупку потратили зря — и оставите вторые ботинки, так как они намного лучше сидят на ноге, а первую пару подарите подруге или отдадите бесплатно в хорошие руки.

30 лет назад американские психологи провели подобный эксперимент, правда, не с ботинками, а с невозвратными путевками на курорт, но логика была та же. И каково же было их удивление, когда более половины опрошенных выбрало первый вариант, так как во втором варианте денежные потери кажутся более значительными, чем в первом. Этот эффект называют ошибкой невозвратных затрат: мы выбираем то, что стоит дороже, если понимаем, что деньги уже не вернуть.

Ошибка данного умозаключения проявляется в том, что деньги ведь всё равно уже потрачены. Именно поэтому предпочтительнее выбрать то, что обещает лучший опыт в будущем, а не то, что поможет справиться с чувством потери в прошлом. Точно так же дело обстоит с нашим гардеробом.

Мы покупаем элитное нижнее белье, в котором нам не удобно, дорогое пальто, которое спустя один сезон становится нам тесным — и отказываемся расставаться с этими вещами,  потому что помним о деньгах, которые потратили на эти покупки. Нам банально жаль потерять эти вещи, хоть они нам совсем не приносят радости. Мы досматриваем до конца длинный занудный фильм, потому что в середине фильма жалко бросать просмотр из-за уже потраченного времени, хотя могли бы вместо этого заняться миллионом куда более интересных дел! Мы заказываем в ресторане невкусное блюдо — и все равно едим его вместо того, чтобы заказать другое, так как знаем, что нам придется оплачивать стоимость невкусного блюда в итоговом счете.

Память о потерях хранится в нашем сознании и множится. Главная опасность заключается в том, что если такая привязанность к прошлому становится фактором, влияющим на решения о будущем, мы рискуем пойти под откос из-за ошибки невозвратных затрат. Другими словами, страх отказаться от того, что мы уже купили и что нам совсем не подходит, не дает нам двигаться дальше и находить (покупать) то, что действительно будет иметь отношение к нашему стилю, имиджу, образу и, если это так важно, комфорту и удобству.

Да, мы уже потратили деньги в прошлом на неправильные вещи — и нам кажется, что больше тратить нечего. На самом деле, сохраняя в своем гардеробе такие вещи из-за страха невозвратных потерь мы ежедневно растрачиваем свое время, силы, нервы, а также место в шкафу 🙂

А вы знали о таком психологическом эффекте при неудачных покупках?

FacebookmailFacebookmail

2 Comments

Ответить

Обязательные для заполнения поля помечены *